Сайт для любящих древнее благочестие
|
|||
Библиотека | Фото | MP3-Архив | |
Видео | Почт@ | Ссылки |
ФИКТИВНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ |
К.М. Товбин | |
(Доклад, прочитанный 4.12.07. на VI НПК «Роль высшего профессионального образования в развитии региона». Южно-Сахалинск, ТГЭУ) |
||
Главная проблема современного высшего образования в России - его фиктивность. Вузы перестали готовить действительно квалифицированных специалистов; система образования оторвана от сфер экономики, управления, науки и пр. Выпускаемые бакалавры и специалисты не только не востребованы по специальности (в основной массе), но и их знания, умения, навыки, общий интеллектуальный уровень не соответствуют ни получаемой специальности и квалификации, ни занимаемой впоследствии (благодаря диплому) должности. Огромное число некомпетентных, неквалифицированных, зачастую - даже малограмотных людей на государственных постах, в хозяйственной, научной, медицинской сферах - признаки и средства гибели России, превращения её в полуколониальный сырьевой придаток Запада с сопутствующей этому процессу социальной деградацией. В вузах России в превалирующем большинстве обучаются лица, не соответствующие даже наименованию получаемой специальности ни по уровню довузовского образования, ни по интеллектуальному и психо-эмоциональному состоянию. Проникновение огромного числа псевдостудентов в вузы стало возможным посредством: 1) радикального снижения уровня вступительных испытаний (как официальных, программных, так и неофициальных, действительных); 2) главным условием поступления в вузы стала плата за обучение, превратившаяся в источник обогащения владельцев вузов и распределителей финансов (самоцель); 3) гигантских масштабов достигло взяточничество, кумовство, зачисление в вуз под давлением руководства; 4) всё большее место (особенно в заочном образовании) занимает влияние властных структур, заставляющих зачислять в вузы своих сотрудников (или их родственников, друзей и т.п.).
Данная ситуация отнюдь не спонтанна, она спланирована и поэтапно осуществлена с помощью следующих средств: 1) Распространение приёма в вузы по результатам ЕГЭ. Критика коррупционности, своячничества и неадекватности данного подхода достаточно известна, однако эта критика никак не влияет на волюнтаристское лоббирование ЕГЭ со стороны Министерства образования. 2) Полная формализация зачётов, экзаменов, контрольных, курсовых и дипломных работ (особенно - на заочных отделениях!). Действительные испытания знаний студентов либо вообще не проводятся, либо не отвечают полноте программных требований даже на ¼ часть. 3) Повсеместное внедрение тестирования как способа проверки знаний. Неоднократно в научно-методической литературе в России и за рубежом отмечались и отмечаются негативные аспекты тестирования: ориентация на кратковременную и образную память, на коммуникабельность, а не на достаточно укоренённое знание, ограничение аналитического мышления в пользу клипового, массовое списывание, подсказывания преподавателями (или даже полное выполнение тестов ими). Благодаря этим средствам наши вузы заполнились индивидами, ни в коей степени не достойными высшего образования, не способными к нему. Собственно, из нынешнего контингента получать образование стремятся единицы - большинству либо просто нужен диплом, либо отсрочка от службы в армии, либо заполнение пустующего времени, либо - в случае девушек - поиск кандидатуры на роль мужа. При низкоинтеллектуальном, малоспособном и малограмотном контингенте студентов изменился и сам учебный процесс: 1) Резко упал уровень сложности преподаваемого материала. Преподаватели - даже заинтересованные в образованности и развитии студентов - вынуждены ограничивать, примитивизировать материал, приспосабливая его к уровню способностей студентов. 2) Как следствие - неуклонно падает компетенция и мастерство преподавателей. Исследовательская сторона преподавательской работы почти аннулировалась. Лекции и семинарские задания представляют собой в основном компиляции (или дословный пересказ) одного-двух учебников или статей из Интернета. Очень многие преподаватели ведут дисциплины, в которых разбираются на обывательском уровне или не ориентируются вовсе. 3) Не только малоспособные студенты не получают должных знаний и умений. Грамотные, активные, устремлённые к знаниям студенты не получают искомого из-за общего низкого уровня учебного процесса, нетребовательности преподавателей. Потребность знаний ослабевает - это, быть может, даже более губительно для России, чем фиктивное образование низкоинтеллектуальных студентов. 4) Помимо низкого уровня учебного процесса, перед стремящимися к знаниям студентами ставятся дополнительные препоны: высокий уровень платы за обучение и низкая дисциплина на занятиях, мешающая получению и усвоению учебного материала. 5) Категорическое падение дисциплины и моральных устоев в российских вузах, распространение моделей поведения, растлевающих мораль и примитивизирующих сознание: показной материально-финансовой обеспеченности, вещизма, эротизма, уголовного стиля поведения. Демонстративная развращённость, пьянство, курение и наркомания, хамство и матерщина, издевательство над слабым, гедонизм, отвращение к труду, науке, учёбе, Отечеству - всё это теперь становится нормой поведения российских студентов.
Исходя из этого, явно, что в ближайшие десятилетия высшая школа в России исчезнет с того социального уровня, на котором она должна находиться для устойчивого развития и благоденствия Отчизны. Избежать полного разрушения высшей школы можно, только заморозив или нейтрализовав современные тенденции примитивизации и номинализации образования: 1) Создать современную систему реальных вступительных испытаний, в рамках которой: - разработать чёткую сетку минимума знаемого материала (для соответствия этой сетке нужно увеличить нагрузку подготовительных курсов, создать в старших классах школы тематические курсы для будущих абитуриентов); - создать гибкую и эффективную комиссию контроля вступительных экзаменов, подчинённую непосредственно Министерству образования (такими комиссионерами могут быть преподаватели вузов соседних городов или субъектов Федерации); - отказ от системы ЕГЭ и тестирования на любых уровнях проверки знаний. 2) Ужесточить промежуточную и рубежную проверку знаний, довести её до прямого соответствия программам и учебным стандартам. 3) Для этого - создать современные министерские программы и учебные стандарты по дисциплинам, проведя их через Интернет-голосование среди профессоров и преподавателей России. 4) Согласовывать вузами своих выпускаемых специальностей с предприятиями, на которые эти специальности сориентированы. Оговаривать возможности трудоустройства ещё до поступления студента в вуз. В перспективе такой подход может привести к созданию системы кредитования предприятиями обучения студентов - своих будущих сотрудников. 5) Ежегодно увеличивать или уменьшать число учебных мест на наиболее или наименее востребованные специальности в российской экономике, управлении, образовании, науке, медицине и иных сферах. 6) Создать министерские и внутривузовские комиссии для регулярной проверки профессиональной и учебно-методической компетенции преподавателей вузов. 7) Сформулировать парадигму морального и интеллектуального образа студента, через её призму контролировать поведение студентов в вузах и вне их. Оговорить возможность исключения из вуза за аморальное поведение. 8) Полностью пересмотреть фактический уровень заочного образования, прекратить уравнивание очного, вечернего и заочного образования. На заочных и очно-заочных отделениях создать собственные программные требования к специальностям. Выдавать выпускникам заочных отделений дипломы особого вида, в которых оговаривается более ограниченная квалификация и специализация.
Предполагается, что предложенные меры, при их критической разработке, приведут к резкому снижению численности контингента студентов, к сокращению числа вузов и их филиалов, готовящих фиктивных специалистов. На рынках образования и труда возникнет действительная конкуренция, в основе которой будет стоять не престиж вуза, а качество подготовки в нём специалистов. Снизится количество профессорско-преподавательского состава, возникнет реальная конкуренция по компетентности в преподавательской среде. Эта конкуренция вместе с профессиональной требовательностью приведут к постепенному росту профессионального и педагогического мастерства. Соответственно, в связи с уменьшением числа вузов возникнет и возможность кардинального повышения оплаты преподавательского труда в вузах. Меры, предложенные в данном докладе, требуют теоретического и методического углубления. Но без такого рода радикальных мер фиктивность образования уничтожит высшую школу в России. И это станет ещё одним этапом глобалистического уничтожения нашего Отечества.
|
|